4.
Простое и надежное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов.
В настоящее время рынок предлагает автомобилисту
множество разнообраз-ных зарядных устройств, как автоматических, так и
полуавтоматических, простых и сложных, но их стоимость весьма велика.
Поэтому, если автомоби-лист немного разбирается в электронике, то он может
собрать предлагаемое устройство, которое показало высокую надежность.
Вниманию читателя представлено простое зарядное устройство с электронным
уп-равлением зарядного тока на основе тринисторного фазоимпульсного регулятора
мощности. Оно позволяет заряжать автомобильные аккумуляторы током от 0
до 10 А. Устройство работоспособно при температуре окружающей среды от
-35 до +35 0С. Оно не содержит дефицитных деталей, при заведомо исправных
элементах не требует наладки. Для него может быть использован готовый
сетевой понижающий трансформатор необходимой мощности с напряжением вторичной
обмотки от 18 до 22 В. Зарядный ток близок к импульсному, что как считается,
более продлевает срок службы батареи. Как и все подобные тринисторные
фазоимпульсные регу-ляторы, устройство создает помехи радиоприему. Для
борьбы с ними следует предусмотреть сетевой LС-фильтр, аналогичный применяемому
в импульсных сетевых блоках питания.
Схема устройства показана выше. Узел управления тринистором выполнен на
аналоге однопереходного транзистора VT1 VT2. Время, в течении которого
кон-денсатор С2 заряжается до переключения однопереходного транзистора
можно регулировать переменным резистором R1. При крайнем правом по схеме
положе-нии его движка зарядный ток будет максимальным, и наоборот.
Диод VD5 защищает управляющую цепь тринистора от обратного напряжения,
возникающего при включении тринистора VS1.
Все детали устройства, кроме трансформатора Т1, диодов VD1-VD4 выпрямителя,
переменного резистора R1, предохранителя FU1 и тринистора VS1, смонтированы
на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.
Конденсатор С2-К73-11 емкостью от 0,47 до 1 мкФ, или К73-17, К42У-2, МБГП.
Диоды VD1-VD4 могут быть любыми на прямой ток 10 А и обратное напряжение
не менее 50 В (серии Д242, Д243, Д245, КД203, КД210, КД213). Вместо тринис-тора
КУ202В подойдут КУ202Г-КУ202Е; проверено на практике, что устройство нормально
работает и с более мощными тринисторами Т-160, Т-250. Транзистор КТ361А
можно заменить на КТ361Б-КТ361Е, КТ3107А, КТ502В, КТ502Г, КТ501Ж-КТ501К,
а КТ315А на КТ315Б-КТ315Д, КТ312Б, КТ3102А, КТ503В-КТ503Г, П307. Вместо
КД105Б подойдут диоды КД105В, КД105Г илиД226 с любым буквенным индексом.
Переменный резистор R1 - СП-1 СП3-30а или СПО-1. Амперметр РА1 - 10 А.
Его можно изготовить самостоятельно из любого мил-лиамперметра, подобрав
шунт по образцовому амперметру.
Предохранитель FU1 - плавкий, но удобно использовать и сетевой автомат
на 10 А или автомобильный биметаллический на такой же ток.
Зарядное устройство монтируют в прочном металлическом либо пластмассовом
кожухе подходящих размеров. Диоды выпрямителя и тринистор устанавливают
на теплоотводы, каждый полезной площадью около 100 см2. для улучшения
тепло-вого контакта приборов с теплоотводами желательно использовать теплопровод-ные
пасты.